БУДУЩЕЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ РОССИИ ОБСУДИЛИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИИ Выступление доцента Московской государственной консерватории,известного пианиста Михаила Лидского на “круглом столе” в Комитете по культуре Государственной думы по теме «Художественное образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы»: "Добрый день, спасибо за приглашение, простите дебютанту чтение по бумажке. Наша встреча проходит на фоне обострения долгого резонансного конфликта в музыкально-художественном образовании Москвы. Отменно скверная история – в столице, с ее традициями, возможностями… Надеюсь, скорое удовлетворительное окончание конфликта станет первым шагом в преодолении накопившихся трудностей. Поддерживаю предложение коллеги Мечетиной: законодательно признать систему музыкального образования России национальным достоянием. Предлагаю в законе об образовании предусмотреть порядок работы, отвечающий специфике нашей системы. В частности, регулярные инспекции школ педагогами училищ и консерваторий (вместо абсурдного тестирования). Прописать, что директором ДШИ не может быть человек без профильного среднего образования и педагогического стажа в 10 лет. Дать школам право проводить платные концерты, выставки, мастер-классы (последнее для многих населенных пунктов чрезвычайно важно). Также предлагаю закрепить в законе, что детские школы искусств – особый тип образовательных организаций, дающих начальное образование в сфере профессионального искусства. Дополнительное образование – это другое: кружки, секции, клубы по интересам… Школы искусств, по сути своей, – некая вещь в себе. Для многих именно это образование – главное. Ряд коллег предлагает передать ДШИ исключительно Министерству культуры. Этот вариант лучше нынешнего, но еще гораздо надежнее было бы, я полагаю, обратиться к опыту Императорского Русского Музыкального Общества. Система школ искусств – наследие СССР, плановой экономики. Современный же чиновник мыслит прежде всего коммерчески. Нынешняя дискуссия – конфликт коммерческого отношения к жизни с принципиально иным. Оптимизация расходов часто оборачивается «пессимизацией» дела. Управление напрямую Президентом позволило бы увести школы с коммерческого поля, соответствующий фонд смог бы привлекать средства из разных источников, а профессиональное сообщество избавилось бы от необходимости доказывать, что ученье свет, а неученье тьма. По-моему, внедрять в ДШИ систему ПФДО нельзя, ввиду отсутствия в последней специфичности. Серьезная учеба попадет в неблагоприятные условия и деградирует, каковая деградация уже через несколько лет рискует постичь все музыкальное образование с его многолетними трудоемкими программами. Погоня за массовостью часто оборачивается профанацией. Впрочем, не только погоня за массовостью. Сейчас обучение нередко подменяется «показухой» – прежде всего, конкурсами. Необходимо навести порядок: главным должны быть полноценная учеба и развитие ребенка, а конкурсы – факультативом. Функция ДШИ – двоякая: подготовка будущих профессионалов и формирование культурного слоя общества. Неловко напоминать: культура и образование материальных потребностей человека не удовлетворяют, но именно они человека делают человеком, в большой мере формируя его потребности. Культуры и образования не может быть слишком много, как не может быть слишком много здоровья, совести, чести, порядочности… Дефицит культуры и образования ведет человека к вырождению. Причинение вреда здоровью – уголовное преступление. Когда государственный чиновник сознательно ухудшает качество образования в той или иной сфере, это есть, в определенном смысле… (сами догадайтесь). Как и многие коллеги, нахожу неприемлемым разделение учеников на «предпрофессиональный» и «общеразвивающий» потоки ранее 5 класса. А лучше бы обойтись вовсе без разделения. Желающим выучить три аккорда на гитаре следует обращаться в кружки. Чтобы больше выпускников ДШИ шли в профессию, их надо учить лучше, а не хуже, как, в сущности, предлагают оппоненты. Мало-мальски точно понять перспективу первоклассника (сейчас предлагается именно это) в подавляющем большинстве случаев невозможно. Иногда способности раскрываются в 10-15 лет (не говоря о том, что, к примеру, певческий голос формируется после мутации). Известны случаи, когда великие артисты в детстве получали пессимистичные прогнозы мастеров, а вундеркинды с годами, наоборот, тускнели. В любых обстоятельствах, если упустить время, не заложив с первых классов профессиональную основу, наверстывать чрезвычайно трудно (если вообще возможно). Немало судеб буквально сломано из-за этого. А как убеждать т.н. «профессиональных» детей в необходимости преодолевать трудности, лень, нехотение, – когда «общеразвивающимся» одноклассникам позволено заниматься спустя рукава?.. Это – опасный соблазн, как и предлагаемый оппонентами допуск в музыкальные школы массовой культуры и разного рода «досуговых» элементов: он грозит вытеснить культуру настоящую, т. к. последняя труднее в изучении. Музыка – язык особый, в повседневной коммуникации мало используемый (в отличие от искусств, оперирующих общепонятными символами). Во враждебной информационной среде, буквально кишащей т.н. попсой, приобщение к подлинной музыке сложно и важно вдвойне. Чтобы меньше выпускников уезжали за границу, их кормить лучше надо, как говорил император Александр II. Дело не только и не столько в телесной пище: если деградируют школы, то пресловутое одичание еще усилится – жить в таком социуме очень тяжко. Иностранные-то оркестры и академии всяко скоро смогут привлекать китайцев, а вот наше общество, тем временем, деградирует… Русский музыкант – пока еще ценимая во всем мире «марка». Соотечественники, играющие и преподающие по всему свету, – своего рода послы России. Но менеджеры, похоже, этим готовы пожертвовать. К сожалению, не только этим. Не надо бы… Спасибо."